...Солнце взбирается все выше, пора бы в станицу возвращаться. Как раз показалась встречная баржонка. Я прощаюсь с беспокойным егерем, взбираюсь на борт (моторист оказался знакомцем Бычкова), еще раз окидываю взором хоперское Берендеево царство. Неведомо это богатство ретивым курортникам, спешащим на Южный берег Крыма либо в Пицунду... И даже хорошо, что пока неведомо. Беречь бы да беречь этот уголок — погубить проще, а воссоздать невозможно...
В станицу Усть-Хоперскую я возвратился все-таки рано: до прихода катера на Серафимович было еще добрых полтора часа, потому пошел бродить по пыльным улицам. С трех сторон подступили к станице пески, надвигаются уже на левады. И ветры пескам помогают — станица-то на взгорье, всем штормам открыта. Когда-то была поблизости станица Левыкинская, так ее вовсе до крыш засыпало... Станичники сажают много деревьев, но хорошо, если приживется хотя бы одно из пяти. Как ни парадоксально, стоит Усть-Хоперская у самого Дона, а воды не хватает. И колодцы артезианские дают мало, да и вода в них горьковатая, с солью... Показывали мне в Усть-Хоперской место, где стоял курень мятежного атамана Каледина. Со временем растащили его на дрова… Классовая межа, впрочем, в станице была очень заметной — казаки из верховых куреней служили верой и правдой Каледину и после утверждения новой власти ушли за границу. Был в их числе и легендарный Козьма Крючков, чей портрет — с усами и орденами — помещали в Первую мировую для заманки даже на папиросные и леденцовые коробки. На лубках изображали, как он с одной сабелькой чуть ли не сотню в плен брал. Но были в Усть-Хоперской станице еще и низовые куреня, где жила беднота. На нее рассчитывал Подтелков, направляясь со своей экспедицией в Усть-Хоперский округ и намереваясь сформировать новые отряды Красной армии. Дойти не удалось, но, как только докатилось в УстьХоперскую известие о казни подтелковцев, станичники сами собрали два партизанских эскадрона и ушли в Царицын к Ворошилову. За околицей, на вершине древнего Чепелева кургана, стоит скромный памятник с красной звездой. Здесь похоронены сподвижники Подтелкова, и среди них первый председатель станичного ревкома шахтер Яков Грачев. Глухой порой были они схвачены обманутыми мятежниками Сердобского полка, выведены за станицу и постреляны. Есть на кургане и еще один обелиск — солдатам сорок второго года, среди которых стояли насмерть в битве с гитлеровцами и донцы. Известно в станице и об Оресте Говорухине, сыне бедного казака, который вместе с Александром Ульяновым и Александром Серафимовичем участвовал в деятельности народовольцев. После покушения на Александра Третьего Говорухину удалось бежать за границу, Ульянов был казнен, а Серафимовича отправили в глухую северную ссылку. Не очень они ласковы к людям, земли возле УстьХопра, а все-таки крепко держатся за них старожилы, и, кажется, нет для них ничего дороже. Кавалер ордена Славы Николай Расторгуев потерял на фронте руку, да еще и правую. А когда вернулся домой, пришлось садиться за рычаги трактора: не хватало в колхозе казаков, здоровых мужчин... Потому и на комбайне решил попробовать силы. Отговаривали, а он смог, выдюжил. Через несколько лет подросший сын сменил его…
На семи ветрах Кажется, еще совсем недавно на этом вот самом месте стоял, опершись на трость, седой коренастый человек в плаще и кепке, чуть прищуренными, но зоркими глазами оглядывал родные места. Реку, с которой была связана вся его долгая жизнь, степь, которой он никогда не изменял, раскинувшийся широко город, что принял его имя. Художник и борец, наверняка вспоминал Александр Серафимович в такие моменты прежнюю глухомань УстьМедведицкую и многих тогдашних земляков, тянувшихся к свету. И вставал перед ним не только в мечтах, но уже и наяву похожий на сад город, созидавшийся на месте бывшего медвежьего угла. И еще думал старик о рукописях, от которых оторвался на часдругой, чтобы прийти к этому обрыву и свидеться с милым с самого детства Доном... Александр Серафимович Попов уехал из УстьМедведицкой в 1883 году в Петербургский университет с большими надеждами, а вернулся на родину через семь лет под гласный надзор полиции… Вернулся, уже побывав в ссылке, став революционером и получившим первую известность писателем, сделавшим свое отчество литературным псевдонимом. Свои лучшие произведения создавал он в течение почти шестидесяти лет, в основном здесь, в УстьМедведице, где, несмотря на «глухомань», в свое время бурно кипели классовые страсти, через которую прогремели две войны… Одна из крупных улиц в городе носит имя Михаила Блинова — старшего урядника казачьего имени Ермака Тимофеевича полка. Он провозглашал советскую власть в УстьМедведице, формировал здесь конницу, командовал под Царицыном полком. О нем еще и поныне можно услышать песни и предания в станицах на Медведице. А неподалеку улица Филиппа Миронова, командарма Второй конной, третьим в стране удостоенного высшей тогда государственной награды — ордена Красного Знамени и золотого революционного оружия. Из этих мест и герой из героев — устьмедведицкий казак Константин Недорубов. Я провел несколько часов в маленьком доме, где Серафимович прожил свои последние годы. Сейчас здесь музей. Заботливо охраняется сад, посаженный писателем, сарайчик со столярным верстаком, где любил он мастерить в свободное время. В рабочем кабинете его — сама простота: скромный письменный стол, простенькие книжные шкафы (кстати, мебель тоже сделал он сам). Личные вещи писателя — черный шерстяной костюм, известный нам по фотографии последних лет, белая сорочка с отложным воротником, черная суконная кепка. Гитара, на которой писатель иногда играл. Коньки, на которых любил зимой кататься по Дону, мелкокалиберная винтовка. В последние годы жизни писателю трудно было, как прежде, совершать далекие прогулки, — он приходил к обрыву над Доном, где стоял когда-то домик его родителей — Серафима Ивановича и Раисы Александровны — и где прошло его детство. Когда нездоровилось — подолгу сидел у окна своего кабинета, откуда видно все Задонье. Видна и дорога, что уходит вправо, — по ней он впервые уезжал, по ней и всегда возвращался… Еще дальше, к югу — этого уже не увидишь простым глазом — горы, море, Кубань и та самая дорога «между морем и горами», о которой рассказал Серафимович в классическом «Железном потоке»…
Господствующая высота Когда фронт ушел на запад, не оставалось здесь ни кустика, ни деревца, лежала мертвая, безжизненная земля, и не хватало снега, чтоб прикрыть ржавый металл, сеявший смерть; не было дорог и пашни, потому что их сплошь отняли минные поля, опоясанные колючей проволокой; не было ни одного дома, потому как все жилые и нежилые постройки пошли на дзоты и блиндажи. В первую мирную весну нельзя и негде было сеять хлеб: возвращались из эвакуации казаки и долго еще хоронили на станичном погосте детей, подрывавшихся на минах. И еще рассказывали мне о том, как в августе сорок второго выручил наших солдат крохотный, неприметный родничок, что возле самого Дона. Силы у немцев было много — тьматьмущая, и всё танки, самолеты. Улицу за улицей приходилось оставлять врагу. Три дня держались красноармейцы — без хлеба, без воды, не было уже таких, кого миновали бы осколок или пуля, из сил выбились, а все-таки не сдавались. Под вечер третьего дня замешкались фашисты, а нашито этим и воспользовались. Обмыли возле криницы раны, с силами собрались да и двинули напролом ночью в атаку. Сбросили с высотки гитлеровцев и уже не отдавали ее, пока не ушел отсюда последний фашист. Родник возле Клетской зовут еще «сестринским» — наверное, в память о безвестных медсестрах, спасавших воинам жизнь. Холодная хрустальная вода ломит зубы. А над ним скромная высотка — та, что задержала наступление врага. Тогда, в сорок втором году, она звалась просто высотой 115,2, теперь носит имя Одиннадцати героев. Одиннадцать имен высечено на обелиске — их установили юные следопыты из местной средней школы. И одиннадцать улиц в станице носят имена тех, кто до последнего патрона сражался на этой господствующей над окрестными местами высоте. Еще и сейчас встретишь здесь следы памятного боя: источенные ржавчиной обрывки пулеметной ленты, позеленевшие гильзы... Одиннадцать человек держали в руках высоту — десять солдат и двадцатилетний лейтенант из Баку Михаил Карибов, а фашистов было триста. И все-таки враги не прошли. Тогда, осенью сорок второго, военный совет 21й армии, оборонявшей Клетскую, посмертно представил Карибова к высшей награде, а семье послали похоронку. Но Карибов остался жив. После войны он приехал в Клетскую, поднимался на эту высоту, отыскал окоп, где был тяжело ранен и, истекавший кровью, захвачен гитлеровцами, увезен в концлагерь. Потом был дерзкий побег из фашистской неволи, была украинская женщина Пелагея Петровна Борлова — родная тетка знаменитой на всю страну трактористки Паши Ангелиной. Она укрывала его в погребе, а потом указала дорогу к партизанам. Когда кончилась битва за Сталинград, в Клетской не оставалось практически ни одного уцелевшего дома. Нелегко в это поверить тому, кто увидит нынешнюю станицу — теперь рабочий поселок Клетский. Все отстроилось заново и добротно, в таком же отличном порядке, как прежде. С самого своего основания станица строилась на сваях, своеобразными «клетками», а потом такими же «клетками» переселялась на незатопляемые места подле той самой меловой горы, что именуется высотой Одиннадцати героев. Улицы в станице строгие, прямые, как на шахматной доске, не найдешь здесь закоулков и закутков. Станичники сберегли облик старых своих куреней в два этажа, с зимней и летней половиной, с крылечками, с резными ставняминаличниками, с погребамивыходами на левадах, с плетнями вместо заборов. После освобождения станицы кого только могли, даже женщин, посылали в Кировскую и Архангельскую области на лесозаготовки, везли вагонами лес до Арчеды, а потом на коровах в Клетскую. Тогда на коровах и пахали, и грузы возили, да еще и кормились от них. Казалось, война смела все живое, а люди вернулись на родные пепелища, чтобы жить, и даже кресты на родительских могилах поставили новые... Именно здесь, неподалеку от Клетской, где каждая пядь земли не просто помнит, но и до сих пор хранит самые убедительные следы всего, что там было, начались летом 1974 года съемки многосерийного фильма «Они сражались за Родину» — по шолоховскому роману. На донском берегу вырос необычный хутор — ни один дом не имел позади четвертой стены. Это была всего лишь декорация, возведенная киноэкспедицией Сергея Бондарчука, но со стороны она производила впечатление жуткое и безотрадное: словно повеяло дыханием минувшей войны... В один из съемочных дней объявили перерыв на короткий отдых, и уставшие артисты прилегли тут же, на прибрежном меловом откосе. Главный оператор Вадим Юсов, почувствовав под головой твердый предмет, подумал, что это камешек, и хотел отшвырнуть его, но не тут-то было. «Камешек» не поддался. Юсов обернулся и побледнел: из земли торчала ржавая фашистская мина... Вызвали взрывников. Через несколько минут над тихим Доном раздался взрыв. Съемки продолжались. Но горестно сознавать, что здесь оборвалась жизнь Василия Макаровича Шукшина…
На Сталинградском направлении Правобережье сплошь изрезано оврагами, балками, а на левом берегу — песчаный разлив, густой, тяжелый, — теснит он Дон дюнами, а по весне, когда гуляет полая вода в долине, отступает, чтобы летом, будто исподтишка, снова подобраться к реке. Многими годами, десятилетиями продолжается это единоборство, а Дон все же сильнее. Где-то в этих песках, неподалеку от Дона, затерялся хутор Фролов — родина казачки Зинаиды Виссарионовны Ермольевой. «Укротительница микробов», «королева антибиотиков» — так называют женщину-академика с донского хутора. В трудную пору Великой Отечественной войны она создала первый советский пенициллин. А потом новые и новые препараты и лекарства против опухолей, трахомы, туберкулеза. И еще интерферон — лекарство, которое, по мнению ученых, может победить вирус. За песчаным откосом виден маленький хутор с соломенными крышами, всего пять или шесть хат. Может быть, здесь полвека назад Зинаида, тогда еще молоденькая студентка, не страшась опасной болезни, что перекидывалась, как огонь, из одной хаты в другую, день и ночь ходила из двора во двор. И с приходом ее в воспаленных глазах изверившихся людей начинала теплиться надежда... У нее всегда было в достатке мужества, у врача Ермольевой. Не всякий мог решиться на эксперимент, какой проделала она, уже будучи крупным ученым: ввести в свой организм вибрионы, а затем установить, что выделенные микробы обладают всеми признаками возбудителей холеры. Это был подвиг ради науки, ради людей. О ней, Ермольевой, написал известную «Открытую книгу» знаменитый писатель Вениамин Каверин, доктор Власенкова — это она... Но вот уже Иловля — не речка, а целое озеро. Знаменитая «переволока», на которую возлагал надежды Петр I, мечтавший соединить Волгу с Доном. Озеро-то озеро, только глубины здесь для судоходства не хватает: мелко. Считают, что прежде была Иловля притоком Волги. Есть у Волги приток Камышинка, и отстоят его истоки от Иловли на каких-то пять верст. Это и подкупило Петра. Весной 1697 года собрал он на земляные работы по устройству канала многие тысячи человек. Проект ВолгоДонского соединения был одобрен даже Парижской академией наук. Но расчеты оказались неверными, и канал построить не удалось. Остались на берегах Иловли с той поры земляные валы, да и только... А «переволока» все-таки пригодилась. Поднимались с Волги у Дубовки суда, вытаскивали их на берег, ставили на колеса и быками тащили по степи до Качалинской пристани. Суда, какие покрупнее, даже разбирали. «Для сей работы употребляют более семи тысяч быков», — записали в путевом дневнике академики живописи братья Чернецовы лет полтораста назад. «Переволока» эта существовала вплоть до конца 19го столетия... Немало перекатов пришлось одолеть катеру, пока добрались мы до Качалинской, — наступают повсюду пески на излучину Дона. Станица маленькая, куреня — все новые, добротные. На майдане старенькая школа, где был когда-то учителем Павел Васильевич Бахтуров, впоследствии комиссар Первой конной армии и поэт, — песня его «Из-за леса, изза гор» обошла фронты Гражданской войны. И Ермак, по преданию, отсюда вышел: в Качалинской станице он был старшиной. Блеснула впереди озерная гладь — это устье Паньшинки, или Сакарки, как еще называют ее. Река — сплошь из глубоких омутов, соединенных протоками. И дно песчаное, чистое, видно, как резвятся мальки. Это тоже знаменитая речка: в старину по большой воде казаки поднимались в верховья Паньшинки, потом волоком тащили струги к Пичуге — волжскому притоку. А уже оттуда — на Каспий и в Персию. «У нас хлеба не пашут, рыбу ловят, зверя бьют и ясырь берут, торгуют людьми да на Волгу из Паньшина гулять ездють... Тем живут!» — говаривали во времена Разина. Городок Паньшин в ту пору был окружен бревенчатым тыном с косыми башенками и похож был на всеми заброшенную игрушку. А когда стал разинской столицей, стекались сюда тысячи казаков и работных людей. Собрал их Разин и «учинил» круг — «позвал итти с Дону на Волгу, а с Волги итти на Русь против государевых неприятелей и изменников, чтоб им из Московского государства вывесть изменников бояр и думных людей и в городах воевод и приказных людей», а «черным людям дать свободу». Давно уже не осталось и следа от крепостных стен и бревенчатых башенок в Паньшине. Так уж выходило, что в самые ответственные моменты истории оказывался этот казачий городок на перепутье ратных дорог и полыхал точно костер, а на окрестных курганах оседал горючий пепел, перемешанный с кровью. Мстили Паньшнинугородку царские воеводы за Разина, а потом за Булавина. В революцию белый атаман Краснов жег хутор за то, что ушли казаки к Ворошилову. А в Отечественную у хутора держали фронт защитники Сталинграда. В стороне от хутора — крохотный зеленый оазис: семейство диких яблонь. Стройные, точно солдаты, деревца высоко засматриваются в небо. Под кронами мраморный памятник с золотистыми буквами — в память тех, кто погиб тяжкой осенью сорок второго. А рядом еще одна могила — ромб из речного песчаника, на нем фотография девушки. Здесь похоронена Гуля Королева. Та Гуля, что известна всем советским мальчишкам и девчонкам. Наверное, не найти среди них того, кто не зачитывался бы книгой Елены Ильиной «Четвертая высота» про Гулю (Марионеллу) Королеву. Я смотрю на Гулину фотографию и перебираю в памяти ступеньки ее короткой жизни. Вот Гуля двенадцатилетней девчушкой снимается в фильме «Дочь партизана» и преодолевает на лошади нехитрое препятствие — первую в своей жизни высоту. Вот вторая высота: упорная подготовка и благополучная сдача экзамена по не слишком любимому ею школьному предмету. Третья — прыжок с вышки в плавательном бассейне.
| |
Просмотров: 235 | |
Всего комментариев: 0 | |