«Благовествуй земле радость велию»

 

 

В начале этого года ушёл из жизни волгоградский журналист,
писатель-краевед Владимир Весов.
Выпускник пединститута, он начинал путь как учитель,
затем директор средней школы. Был главным
редактором городищенской газеты «Междуречье»,
работал в областном еженедельнике «Казачий круг».
Автор 18 книг, среди которых «Донские сказки»,
«Сей сад принадлежит...», «В поисках Бузулукской
Трои», «На земле обетованной». Владимир Иванович —
потомственный казак, казачий подъесаул. За активное
участие в возрождении донского казачества удостоен
наградного креста «За заслуги перед Всевеликим
войском Донским», других наград.

 

 

Владимир ВЕСОВ

«Благовествуй земле
радость велию»

 

 

Как долго я её искал. Более сорока лет. Она оставалась для меня призрачной, недосягаемой. И дорогой моему сердцу. Но её нигде не было. И всё же я надеялся, что найду. Во что бы то ни стало. Найду. Знаю, она была стройной и красивой, лучшей во всей округе... Станичная церковь Николаевская в Старой Анне.

Середина прошлого века. Рядом со зданием Староаннинской начальной школы, в которой мы учились, напротив неё, на том же песчаном бугре были остатки кирпичного фундамента — видимо, от какого-то большого старинного строения. Мы, мальчишки, любили там играть в войнушку. Иногда здесь же попадались старые монеты.

Я приставал к бабушке:

— Ба, а что здесь раньше было?

Она отвечала:

— Церква наша тут стояла, в ней меня крестили, в ней же мы с дедом твоим венчались, и отец твой, и дядья и тётки — все в ней же крещены были... А когда советская власть зачалась, святыню эту разрушили безбожники. Красивая церква была, с колокольней и куполами высокими.

Тогда же впервые узнал от бабушки, что называлась станичная церковь Николаевской.

— А почему название такое? — продолжал я выспрашивать бабушку. — В честь последнего российского царя, что ли?

Бабушка хотела было отмахнуться, но потом все-таки стала разъяснять:

— Давным-давно был такой святой по имени Николай, прозванный в народе Чудотворцем, или Угодником. Многие поклонялись ему, считали своим заступником. Николай Чудотворец защищал угнетённых, неправедно осуждаемых и гонимых. По характеру он был открытым, смелым и добрым. Святой Николай почитался в России еще и как хранитель на водах, а в «Сказании о святых» ему полагалась особая молитва. Вот и наши предки-казаки, когда сооружали церковь, решили именовать ее в честь этого святого. Еще при жизни святитель Николай был известен как великий чудотворец, знал человеческие беды и нужды, помогал и в болезнях, и в быту, но особенно в самых трудных, порой отчаянных моментах жизни.

— Ба, — не отставал я, — а это что за песчаные холмики под деревьями, недалеко от старого кирпичного фундамента? Могилки?

— Да, здесь, около бывшей церкви, похоронены священник Николай Иванович Казьмин, его жена Александра Васильевна и дьякон Василий Николаевич Ремизов. Ведь сколько лет минуло, а могилки всегда ухожены — знать, сердобольные люди православные не забывают, ухаживают за ними.

...Со временем пытался я выяснить хотя бы какие-либо сведения о нашем храме, названном в честь Николая Угодника. Хотелось узнать, когда и кем он был построен, как выглядел внутри и снаружи. Деды мои к тому времени ушли в мир иной, никаких других источников тоже не было. Спрашивал у своих родственников старшего поколения, пытал земляков, коим в то время было под девяносто, — никто ничего не мог сказать. Пытался отыскать фотографию нашей церкви — увы, ни у кого не оказалось.

Тогда я решил обратиться в архивы. Сделал запросы в Волгоградский облархив, в Российский государственный военно-исторический, Ростовский, Новочеркасский — нет, снимка этой церкви нигде не было. Интересовался в Новоаннинском и Урюпинском краеведческих музеях — тоже тщетно.

И все-таки в какой-то момент в моих поисках появился проблеск надежды. В первой половине XIX столетия станицу Аннинскую решили перенести с правого берега Бузулука на левый — обширный и не затопляемый полыми водами. Казаки, верно, рассуждали примерно так: церкву надо ставить на возвышении, чтобы отовсюду видна была. Так и порешили. На просторном песчаном возвышенном холме заложили первый камень, освятили место и с Божьей помощью, по усердию и на средства прихожан приступили к возведению храма. Шёл 1818й год от Рождества Христова. Поименовали церковь наши далёкие предки Николаевской. По церковным ведомостям известно, что строительство святыни вел подрядчик Иван Королёв, а стены расписывал Тихон Бакшеев. Все здание вместе с иконостасом обошлось станичному обществу в 46 тысяч 600 рублей — деньги по тем временам немалые. Утверждают, от прежней церкви во время пожара успели спасти две иконы — Тайную Вечерю и Богоявление Господне стародубского письма.

По благословению преосвященного Епифания Воронежского и Черкасского новую, каменную, церковь освятили 30 октября 1821 года.

Знали наши предки: Николай Угодник — особо почитаемая личность в православном мире. Первый храм на Руси еще в IX веке был заложен в честь святителя Николая, как самого почитаемого русским народом святого. Никольской названа одна из главных башен столичного Кремля.

От 1718 года, когда был издан высочайший указ о вхождении донских церквей в состав Воронежской епархии, общее количество храмов было неизвестно. Но на 1706 год на Бузулуке было 16 церквей, одна из самых крупных — в нашей станице Аннинской.

Мой земляк, казак Хоперского казачьего округа Виктор Николаевич Сивогривов, рассказывал, что на 1917 год в Хоперском округе все святыни строились по принципу «храм под колокол», то есть колокольня не отдельно, а в связи с церковью.

Позже картина прояснилась. По архивным документам, первая деревянная Николаевская церковь в станице была построена в 1720 году. Эта же церковь возведена в первой четверти XIX века по усердию и на средства прихожан, когда казаки переселились на левый берег Бузулука. Тогда и вознесся храм на том самом песчаном холме.

Вот как представлена эта святыня в документах того времени: «Церковь каменная, одноэтажная и однопрестольная во имя Николая Чудотворца. Освящена в 1820 году, крепка, покрыта железом, кровля окрашена ярью. (Заметим, что не употребляемое ныне название «ярь-медянка» означает: зелёная краска.)

При церкви в 1818 году была возведена каменная колокольня. Ограды в 1842 году не имелось. В 1859 году вся внутренность храма украшена живописью. Церковь крепка и по числу прихожан поместительна. Ограда вокруг нее каменная, покрыта железом. В Аннинской, бывшей Черновской, станице при каменной Николаевской церкви в 1863 году, с правой стороны трапезной церкви, усердием прихожан был устроен придельный иконостас во имя святого Алексия, митрополита Московского, чудотворца. Спустя три года после этого события в станице было открыто приходское училище.

В 1902 году по случаю ветхости штукатурки внутри церкви стены были вновь отштукатурены и выбелены известью. Живопись не возобновлялась, кроме четырех евангелистов по углам, которые написаны вновь. Оба иконостаса были возобновлены, наружность церкви и колокольни так же отштукатурены, крыша всей церкви исправлена, окрашена, а главы вызолочены.

Утварью снабжена достаточно. Причта при ней положено по штату, утвержденному Святейшим синодом в 1885 году, — два священника, один дьякон и два псаломщика.

Особо отмежеванной церковной земли не имеется, а пользуются церковнослужители паями с прихожанами. Дома у священников собственные, деревянные.

На содержание причта определенного жалования не получается, а пользуются они доходами от прихожан за исправление духовных треб. Здания, принадлежавшие церкви: кладовая, каменная, сделана с колокольней, и дом для караульных, каменный, находится внутри ограды. Оба здания покрыты железом».

Здесь же отмечается: Николаевская церковь расположена от консистории в 430 верстах. Благочинный находится при сей церкви. Ближайшие церкви — Троицкая хутора Березовского, в 6 верстах, и Николаевская — в станице Ярыженской.

Далее следуют экономические, а также приходские сведения: «Кошельковой суммы в 1908 году собрано 153 рубля 42 копейки. Свечного дохода по церкви в этом же году выслано в Донскую консисторию через благочинного 132 рубля 15 копеек, всего — 638 рублей 40 копеек.

Хутора прихода, относившиеся к Николаевской церкви: Родниковский, Кузнецовский, Гуляевский, Чекуновский, Соловьевский, Королёвский, Бочаровский, Симоновский, Березовский.

В 1867 году при церкви было открыто приходское попечительство. В приходе имелись следующие учебные заведения: Школа грамоты, открытая в 1891 году, а в 1899м переименованная в женскую церковноприходскую школу, Министерское мужское приходское училище, открытое в 1866 году, в 1905м переименованное в двухклассное. Министерское приходское училище в хуторе Бочаровом, открытое в 1901 году. Министерское приходское училище в хуторе Березовка, открытое в 1908 году. Родниковское министерское училище, открытое в 1913 году. Кузнецовское министерское училище, открытое в 1914 году».

 

* * *

Рубеж XIX—XX веков — важный период в истории России. То было время после великих реформ, изменивших все сферы жизни общества и направивших Россию на новый путь развития. Православное духовенство выполняло немало государственных функций. Богослужением сопровождалось открытие любого крупного предприятия.

— Бывалыча, без молебна не зачинали никакие полевые работы, — вспоминала моя бабушка Прасковья, — не выгоняли скот на пастбище, не проходил ни один православный праздник. А народу в нашей церкви бывало тыща, особливо на Пасху или Покрова Пресвятой Богородицы. Со всех больших и малых хуторов казаки приезжали, купцы со своими товарами.

А вот строки архивных документов: «Во второй половине XIX века Николаевская церковь станицы Аннинской, Троицкая церковь хутора Берёзовского и святыни соседних станиц и хуторов входили в состав Павловского благочиния Хоперского округа Области войска Донского. Основную часть населения Павловского благочиния составляли представители военного (казачьего) сословия».

По сведениям Волгоградского госархива, к концу XIX столетия Аннинская становится одной из крупных станиц в Хоперском округе. В 1896 году в ней, вместе с девятью хуторами, проживало 5486 человек. Были здесь представители купеческого и мещанского сословия — 17 мужчин и 21 женщина, 140 крестьян мужского пола и 121 женского пола.

Через год население станицы выросло на 289 человек. А в 1899 году здесь уже насчитывалось 5924 человека. В 1901 году в приходе Николаевской церкви числилось 5863 прихожанина.

Надо заметить, при Троицкой церкви Аннинской станицы имелась библиотека. В ней, кроме богослужебных, находились книги духовно-нравственного содержания — 10 наименований в 22 томах.

Любопытно сравнить изменение численности населения в приходах и данные о количестве родившихся и умерших — вывод такой: в Павловском благочинии была высокая рождаемость, превышающая уровень смертности. Население Павловского благочиния было православным, за исключением небольшого числа лютеран и раскольников. Но с годами количество раскольников в приходах уменьшалось, многие возвращались в православную веру. Православная культура неотделима от уклада жизни и исторических традиций донского казачества. Ежегодно в приходах появлялось много новых семей.

 

* * *

...Пришло новое время — время уничтожения православных святынь. Сначала стали запрещать богослужение, перестали звонить церковные колокола. В 30е годы прошлого века один за другим закрываются храмы в Новоаннинском районе. Дошла очередь и до нашей Николаевской церкви.

В 1930 году постановлением Нижне-Волжского краевого комитета Николаевская церковь в станице Старо-Анненской была закрыта. Отремонтированную незадолго до Октябрьской революции, после официального закрытия её продали за 10 тысяч рублей на строительство сельскохозяйственного техникума и Новоаннинской МТС.

Последнее богослужение в Николаевском храме проходило в 1928 году. А последним настоятелем прихода был священнослужитель отец Иваний Медведев. После закрытия церкви он покинул станицу. Наступали безбожные времена.

 

...Сносили с церкви купола,
Кресты сбивали с колоколен,
Творились чёрные дела
По чьей-то злой, жестокой воле... —

 

с болью в сердце говорит в своем стихотворении наша землячка Галина Широкова из города Новоаннинского.

...Помню, как в 1961 году переливчато и громко звенел звонок с последнего урока! Тот самый небольшой медный колокольчик — один из многих, сохранившийся после уничтожения Николаевской церкви... На Руси испокон веков бытовала традиция запечатлевать на самом большом колоколе название храма, имя настоятеля, а порой и имена благодетелей, время изготовления и мастера-литейщика. Многие колокола были своего рода летописями, хранящими события, в ознаменование которых они были отлиты. К сожалению, большие колокола со звонницы нашей станичной церкви, скорее всего, были уничтожены и перелиты на металл. А вот тот небольшой колокольчик, который семь лет возвещал нам о начале и окончании урока, каким-то чудом остался, и на нём была выбита надпись: «Благовествуй земле радость велию». Вот он-то и возвестил нам, семиклассникам, об окончании Староаннинской семилетней школы.

Помню одну встречу. В 2016 году, когда моя родная станица Аннинская, прежде Черновская, отмечала 525 лет со дня своего основания, подошла ко мне незнакомая миловидная женщина. Представилась: методист Центра культуры Валентина Николаевна Александрина.

— Да вы должны были знать моего отца.

Соглашаюсь, помню. Она меж тем подводит меня к окну, указывает на просторную площадку неподалёку от Центра культуры:

— Видите, поклонный крест мы установили недавно. Там и храм будем возводить...

 

* * *

Теперь, когда многое мне известно о нашем храме по историческим документам, я опять думаю о снимке — ведь должен же быть хоть какой-то снимок или картинка. Сорок два года поисков! И вот звонок от моего верного товарища по творчеству, доктора исторических наук, профессора Сергея Ивановича Рябова.

— Владимир Иванович, на днях выходит моя новая книга «Область войска Донского. Хопёрский округ». На 59й странице увидите уникальный фотоснимок вашей Николаевской церкви.

Я дар речи потерял от столь неожиданной новости...

— Где вы его разыскали?

— Из Парижа прислали, из Франции...

Теперь в моем личном архиве бережно хранится уникальный, единственный экземпляр фотографии нашей Николаевской церкви моей родной станицы Аннинской, ныне Староаннинской. Это дорогое для меня фото я распечатал крупным форматом, вставил в красивую золоченую рамку и передам своим станичникам в молельный дом в надежде, что Николаевская церковь со временем вновь вознесет к небесам свои золоченые купола с православными крестами.

 

Читать связанный материал «Дед Трофим»

 

 

Категория: № 2_2019 | Добавил: otchiykray (29.06.2019) | Автор: Владимир Весов
Просмотров: 422 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar