«Я пел в Сталинграде, не жалея себя...»

 

 

Однажды, уже в новом веке, в старом книжном
магазине на улице Мира, ныне «Кассандре»,
увидел я увесистый том. На темной обложке
серебрилось имя автора: «Александр
Вертинский». В солидное издание вошли
стихи и проза когда­-то знаменитого артиста,
поэта, сочинителя и исполнителя песен
на собственные стихи.

 

 

«Я пел в Сталинграде,
не жалея себя...»

 

Люди постарше, чьи молодость и зрелость пришлись на первые послевоенные и пятидесятые годы, хорошо помнят это имя, окруженное ореолом некоторой таинственности и даже запретности. Вертинский, Петр Лещенко — их голоса звучали для большинства советских людей в основном с частных магнитофонных лент, а то и с самопальных грампластинок, выполненных «на костях» рентгеноснимков...

Оставим в стороне Петра Лешенко: многие его песни в идеологических условиях тех лет были действительно не то чтобы запретными, но строго «нерекомендуемыми» к официальному исполнению и распространению. А вот Александр Николаевич Вертинский в эту крамольную «пару» попал совершенно несправедливо. Впрочем, всё по порядку.

...В марте военного сорок третьего года на имя наркома иностранных дел и первого заместителя Председателя Совнаркома страны Вячеслава Молотова пришло из Шанхая письмо, в котором Александр Вертинский, эмигрировавший еще в девятнадцатом, но не отказавшийся от советского гражданства, буквально умолял одного из самых железных наркомов разрешить ему вернуться на Родину. «Жить вдали от Отечества теперь, когда оно обливается кровью, и быть бессильным помочь ему — самое ужасное», — писал Вертинский. И вскоре его вопрос был решен, к удивлению многих, положительно. Почему «к удивлению»? Да потому что как артист и бард он, на первый взгляд, совершенно не вписывался в то тяжкое военное время. «Интимно-изысканная манера исполнения песен, обывательcко-бульварный репертуар» — таковы были общие оценки его творчества.

Но личность Вертинского была гораздо шире. И, смею предположить, об этом было известно не только Молотову, но и Сталину. Вождя, в частности, интересовало то, как ведут себя в эмиграции в годину войны русские писатели, церковнослужители, актеры, музыканты, как относятся к нашествию врага на земли Страны Советов, чем и как пытаются помочь России, Красной Армии? Да, представьте, что у Верховного Главнокомандующего доходили руки и до этого. Ему, например, было прекрасно известно, что Зарубежная Русская православная церковь молилась не за победу над фашизмом, а, согласно решениям Архиерейского синода, принятым еще в 1936 году в югославских Сремских Карловцах, — о «христолюбивом вожде народа германскаго, правительстве и воинстве его...»*

Что касается закордонной православной церкви, то это я, конечно, слишком крупную, тысячеликую «фигуру» взял. А если о скромном патриоте-артисте... Когда Молотов приносил Сталину очередные списки желающих вернуться эмигрантов, то вождю от соответствующих служб уже было известно, что гражданин Вертинский кроме участия в концертах сотрудничает в шанхайской просоветской газете «Новая жизнь», что он не только написал книгу о своих двадцатилетних мытарствах на чужбине, но и желает издать ее в СССР. И в ТАСС уже ознакомились с содержанием и готовы выпустить книгу.

Короче, Вертинского «впустили». И тут-то начинается загадочное. С одной стороны — сразу после Победы (а начал он выступать еще в сорок четвертом) ему предоставляют полнейшую свободу гастролей по всей стране. Дальний Восток, Сахалин, Сибирь, Урал, Донбасс, Киев, Ижевск, Ленинград, Минск... Он давал в среднем почти по триста концертов в год! Его слушателями в основном были рабочие, сельчане, шахтеры, новая интеллигенция, жители столиц, но более — малых городов. А с другой — его не печатали, не пускали на радио, он крайне редко снимался в кино, хотя и получил в 1951 году престижнейшую Сталинскую премию. В общем, почти «нелегал», отсюда и магнитофонные да рентгеновские пленки.

Говоря о Вертинском, хоть немного приостановлюсь на важном, по моему мнению, и многими доселе недопонятом аспекте сталинской политики в отношении литературы и искусства. А именно: почему-то «классово чуждый» репертуар поэта и артиста не сильно пугал устроителей и цензоров концертов. Идеологи от искусства совсем не страшились того, что кто-то вдруг споет две-три «не те» песни. Гораздо важнее было то, что Вертинский — аристократ, недавний эмигрант, знаток тонких переживаний и эстет — выходил на сцену не только перед широкими, но и перед истинно глубокими массами трудящегося народа. И народ чувствовал искреннее к себе уважение с его стороны.

А уж как сам Александр Николаевич заряжался силой и естеством от этих масс — о том можно прочитать и в вышеупомянутой книге, и в других изданиях, и особенно в опубликованных ныне письмах Вертинского к жене. Когда, мотаясь месяцами по городам и весям, поэт, бард и патриот восхищался созидательным порывом простых людей, их, если хотите, жертвенностью на алтарь труднейше восстанавливаемой страны, хотя и негодовал иногда от их невоспитанности, но, конечно, не с внутренним презрением «патриция»...

Вот отрывок из его письма, посланного жене в феврале пятьдесят второго года из Ижевска: «...городок этот стоит далеко от главной трассы, и к нему очень трудно было добираться с пересадками. А Дворец культуры такой, что в Москве нет! Роскошь! Люстры хрустальные, мрамор, зеркала, ковры! Вот она, наша отвоеванная жизнь! Всё для народа».

Конечно, в тысячах российских сёл даже скромные клубики еще только намеревались строить, это понятно, это факт. Но — всего-то семь лет прошло после опустошительной войны, а в удмуртском городишке, как и в сотнях подобных по стране, уже поднялся новый и богатый храм культуры, куда заглядывают со своими концертами знаменитости. Это тоже факт. И пример для сравнения с нынешними временами... Много ль в нашем регионе с начала девяностых новых дворцов культуры или просто клубов возвели? Особенно в сельских районах, ежели районы те не «нефтяные» да «калийные» или пока не дожившие до знаковых юбилеев?.. Замечательно, что в четырехсотлетнем Урюпинске недавно прекрасный культурный центр появился. А где-нибудь в Нехаево или даже в недальней Средней Ахтубе?

Оглядывая позднюю творческую судьбу Вертинского, убеждаешься, что сталинский агитпроп частенько был не таким-то простым да примитивным, как это внушают доверчивым телезрителям и читателям уже семь десятилетий. На радио петь агитпроп запретил, пластинки запретил, а непосредственно перед народом выступай, за приличные к тому же гонорары (на месячный доход можно было автомобиль купить), хоть каждый день да в любом городе. Впрочем, в середине пятидесятых Александр Николаевич снялся в знаменитом фильме «Анна на шее» (и конечно в роли князя!), открылась ему дорога и на радио... Подрастали дочери Марианна и Анастасия — будущие актрисы. Но их известности он уже не успел порадоваться, скончавшись в пятьдесят седьмом году в возрасте шестидесяти восьми лет...

 

...Стихотворение Александра Вертинского «Песня о Сталине» вы не найдете ни в одной из его вышедших в последние годы книг. Оно и понятно. Составителям да издателям в обстановке нынешнего либерального, плюющего на голову советской истории «ренессанса» сподручнее и доходнее делать из автора жертву сталинских гонений, а не пример сталинского внимания. Но сам Вертинский твердо понимал значение Сталина и его народных маршалов для миллионов людей. Для тех, которых ноне не увидишь в разных фальшивых «московских сагах».

И не надо говорить да брюзжать, что, мол, и Вертинский, и многие другие вернувшиеся тогда из эмиграции деятели искусства, науки, религии льстили да примазывались к «преступному» режиму. Уж ежели кто примазывался к режиму, воистину признанному всем мировым сообществом преступным, то это многие западноевропейские «православные» кадиломахатели — сподвигавшие растерявшихся русских людей вступать в пособнические отряды, организовывать нациствующее войско, в пожалованных с коричневого кровавого плеча храмах заставлявшие паству — в отличие от патриотического священства внутри воюющего насмерть СССР — молиться у древних славянских икон за здравие беса Гитлера...

Вертинский в победном сорок пятом никогда бы не написал эти стихи, если бы не чувствовал мнение истинных русских патриотов, в том числе и в зарубежье, высоко оценивших ратные деяния последнего русского генералиссимуса по спасению отчей земли и всей мировой цивилизации от чумы фашизма. «Послушаем» хотя бы несколько строф-куплетов:

 

Чуть седой, как серебряный тополь,
Он стоит, принимая парад.
Сколько стоил ему Севастополь!
Сколько стоил ему Сталинград!

И в слепые морозные ночи,
Когда фронт заметала пурга,
Эти ясные, яркие очи
До конца разглядели врага.

...........................................

И, когда подходили вандалы
К нашей древней столице отцов,
Где нашел он таких генералов
И таких легендарных бойцов?

Как высоко вознёс он Державу,
Вождь советских народов-друзей,
И какую вселенскую славу
Создал он для Отчизны своей.

Тот же взгляд. Те же речи простые.
Так же скупы и мудры слова...
Над изорванной картой России
Поседела его голова...

 

 

Знавший Вертинского старый поэт Александр Давидович Брянский, с которым я близко сошелся в девяностом году в Доме творчества писателей в Переделкине, рассказывал, что в узком кругу Вертинский иногда не пел, а читал эти стихи, причем — в несколько ином, не песенном, а более поэтическом, что ли, варианте. Например, вместо «Эти ясные, яркие очи» звучало: «Эти злые тигриные очи». А ведь сильно и здорово!..

 

...С победного сорок пятого и до середины пятидесятых Александр Николаевич Вертинский дал в СССР около трех тысяч концертов в сотнях городов и поселков. Приезжал он в 1955 году и в возродившийся из руин Сталинград, откуда писал жене и дочкам очередные письма... Прочитаем, в за­ключение, отрывки из этих взволнованных посланий.

«...Был первый концерт в Сталинграде, в рабочем районе Бекетовка.
Я очень сомневался в своем успехе, да и вообще в необходимости концертов для такой аудитории. Но успех был огромный и трескучий. Значит, нужен.
С первой песни и до конца концерта внимание и восторг не ослабевали ни на мгновение. Я пел в Сталинграде, не жалея себя. После концерта на улице ждала толпа. «Почему так долго не приезжали? Приезжайте почаще!» Так был отдан мой долг Сталинграду. Тут есть знаменитый Дом Павлова. Этот дом
58 дней держал маленький отряд под командой сержанта Павлова. Дом был стратегически важен, его нельзя было сдать. Первый дом, который восстановили сталинградские женщины. Сержант Павлов остался жив. Он где-то председатель исполкома. В годовщины Сталинградской битвы приезжает сюда. Этот чудо-дом знает весь мир. Все делегации о нем спрашивают. И зря его оштукатурили, привели «в порядок» — его надо было оставить таким, каким был: израненным снарядами и шрапнелью, насквозь простреленным — героем! В назидание потомству. Сюда со всего света приезжают люди, и жаль, что подчистили. Всюду мемориальные доски: «Здесь было то-то» — этого мало. Кое-что надо было оставить в неприкосновенности. Город большой, растянулся по течению Волги на 70 километров в длину. Поэтому концерты мои в «городе», но ехать надо по 20—30 километров.

Купил дочкам альбом Сталинграда и открытки для школы... До свидания, целую тебя и дочулей крепко».

«...Странное ощущение — здесь каждый камень полит кровью наших людей. Страшно. Город был разрушен на 98 процентов, то есть дотла. Теперь на этом месте выстроен новый город, а того, что был, — нет, тот исчез. Умер. Смотришь на новые высокие великолепные дома, белые и чистые, и думаешь: «Это только памятник тому Сталинграду, а его самого нет». Посреди города пустые, еще не обжитые площади. Почему-то мало народа... как на кладбище. И чуть ли не на каждом доме чугунная доска: «Здесь стояли насмерть...» Да, насмерть. И отстояли. Вся земля Сталинграда пропитана кровью. Здесь дрались за каждый дом, за каждую лестницу, за этаж! Вот что такое русские люди!»

 

В нынешнем году исполняется 130 лет со дня рождения Александра Николаевича Вертинского. Его знает Россия, его помнит Сталинград.

 

 

Владимир МАВРОДИЕВ

 

 

 

 

Категория: № 3_2019 | Добавил: otchiykray (06.09.2019) | Автор: Владимир Мавродиев
Просмотров: 271 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar