Бекетовский птенец Элем

 

 

Выражение «Добро пожаловать, или Посторонним вход
воспрещен» давно стало крылатым, а ведь это название
замечательного кинофильма начала шестидесятых —
весёлого, иронично-сатирического, с самим Евгением
Евстигнеевым в роли незабвенного «товарища
Дынина». Но есть еще одна лента, для своего времени
ставшая, пожалуй, самым трагическим отображением
народного горя в годы Великой Отечественной: «Иди
и смотри». Это название тоже стало крылатым. А слово
«Агония» у многих невольно ассоциируется с фильмом,
где Григория Распутина играет Алексей Петренко.
Можно вспомнить и давний документальный «Спорт,
спорт, спорт» — тоже ведь напеваем иногда как строчку
хорошей песни. Известно, что названные работы,
несомненно вошедшие в историю отечественного кино,
принадлежат выдающемуся режиссеру, народному
артисту России (1997) и председателю Союза
кинематографистов СССР конца 1980-х годов
Элему Германовичу Климову. Помнят волгоградцы
старшего поколения и режиссера Римму Мишину,
автора и ведущую многих детских
передач Центрального телевидения.

 


Элем Климов с младшим братом Германом и родителями. Сталинград

 

Бекетовский птенец Элем

 

Далеко не все, особенно молодое поколение, знают, что он наш земляк, родился в 1933 году в Сталинграде, в Бекетовке, в семье коренных царицан…

Калерия Георгиевна Климова, мама Элема и его брата Германа, появившегося на свет в самый канун Великой Отечественной, по профессии была спортивным педагогом. Работала инструктором в фабрично-заводском училище на Сталинградской судоверфи, учителем физкультуры школы № 25 Кировского района, где начинали учиться ее дети, затем преподавателем физвоспитания в медицинском институте. Не случайно, что сыновья в школьные годы очень любили спорт, а младший Герман в дальнейшем стал мастером спорта международного класса по прыжкам в длину и десятиборью, в течение одиннадцати лет входил в состав сборной СССР, был победителем и призером крупнейших отечественных и международных состязаний.

Не чуждо было известному спортсмену и литературное творчество: он написал не только сценарий фильма «Спорт, спорт, спорт», но вместе с Элемом еще в восьмидесятых трудился над сценарием по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». К сожалению, первая в нашем кинематографе попытка экранизации всемирно известного романа по ряду причин не творческого характера тогда осталась невоплощенной.

Нелегким, но насыщенным и созидательным был жизненный путь отца братьев Климовых. Бекетовский отрок к своим шестнадцати остался без отца и матери, жил с бабушкой. Герман Степанович оставил воспоминания, отрывок из которых хочется привести:

«В старших классах в вечернее и ночное время я работал «вспомогательным художником» в редакции газеты «Борьба», будущей «Сталинградской правде», зарабатывая себе и бабушке на жизнь. В конце двадцатых, после окончания школы-девятилетки имени Достоевского, подряжался летом грузчиком на берегу Волги и на плотах. В июле 1929-го, в разгар строительства в нашем районе грандиозной электростанции меня приняли с испытательным сроком светокопировщиком в управление Сталгрэсстроя. В дальнейшем трудился здесь чертежником, а позже, получив техническое образование, конструктором».

После окончания Сталинградской битвы, вернувшись из эвакуации, глава семьи Климовых руководил техотделом СталГРЭС. В 1952 году его переводят на работу в Москву, что совпало с окончанием сыном Германом средней школы № 8 (ныне лицей № 5 Центрального района), причем с серебряной медалью. В столице Герман Степанович много лет трудился следователем по особо важным делам при Комитете партийного контроля ЦК КПСС. Он, в частности, после 1956 года занимался пересмотром дел и реабилитацией многих жертв политических репрессий.

Но вернемся в предвоенные, военные и первые послевоенные годы Сталинграда.

 

…Неординарность личности Элема закладывалась прежде всего в семье. Сыграли, конечно, свою роль и школа, и вся напряженная созидательная эпоха тридцатых, выраженная лозунгом «Время, вперед!». Интересно, что это боевое выражение перекликается с названием романа Джека Лондона «Время не ждёт», в честь главного героя которого, Элама Харниша, и назвали в семье Климовых первенца. Но Элему мама рассказала об этом гораздо позже, когда сын стал взрослым. А в детстве он считал, что его имя — своеобразная аббревиатура, производное от «Энгельс — Ленин — Маркс»…

В школе № 25 (ныне гимназия № 9) Элем учился, с перерывом на эвакуацию, до 1948 года. Жили Климовы по соседству с семьей Пахмутовых. Во время бомбежек Бекетовки восьми-девятилетние Элем и его сверстники смело лезли на крыши домов, в том числе многоэтажных, сбрасывали щипцами зажигательные бомбы вниз, где стояли бочки с песком и водой.

 


Элем Климов
у памятника В. И. Ленину возле СталГРЭС.
Послевоенные годы

 

Однажды с площади поселка СталГРЭС подростки наблюдали бой немецкого самолета с нашими истребителями. «Они его прижимают к земле, сажают на ближний аэродром, а он поливает из пулеметов, — вспоминал в одном из интервью кинорежиссер. — Приятеля ранило, а я спрятался за памятник Ленину, это меня и спасло». Через много лет, в середине девяностых, Элем Германович говорил в интервью, что ему до сих пор нет-нет да приснятся фашистские самолеты, бомбящие Бекетовку, расстреливающие мирных жителей. Есть фотография повзрослевшего Элема у памятника Ленину на площади возле СталГРЭС…

В том же интервью, вспоминая сталинградское детство, он рассказывал журналистам: «Внутри немецких мин и снарядов дети находили какой-то странный порох: то кружочки, то квадратики, то как макарончики. И все разноцветные. Красивый был порох и очень сладкий. А сахара же не было, конфет тем более — забыли, как выглядят. Конечно, потравились, другие погибли или поуродовались от взрывов…»

Калерия Георгиевна с детьми эвакуировалась в тревожном августе 1942-го... В семье сохранилась записная книжка отца, где он фиксировал погрузку и отправление эшелона. 9 августа 1942 года записано: «Эшелон (из Кировского района) ушел ночью в город. Попытка после работы поехать в город на свидание. Поезда не идут».

Ехали Климовы долго, месяца два, в теплушках, бомбежки случались до самого Урала. В деревне Коптяки, недалеко от Среднеуральской электростанции, семье выделили делянку, на которой росли сосны. Калерия Георгиевна и десятилетний Элем их пилили, валили и — самое трудное — корчевали пни. Потом участок очищали, освобождали кое-где от дерна и наконец вскапывали землю под картошку. Наверняка слаще и горше той картошки никто из них потом в жизни не едал…

Отцу удалось приехать к семье только в ноябре. В марте 1943-го в одном из писем из Свердловска Герман Степанович писал: «С питанием семьи стало очень плохо. Ведь все они получают только хлеб, малость сахара лишь детям, другого ничего. Запасы давненько кончились. Жена Каля имеет только один пропуск на обед».

По случаю десятилетия Элема родители устроили ему настоящий праздник, подарив килограммовую буханку серого, но воистину бесценного хлеба в противогазной сумке и поездку в Свердловский театр на балет «Конек-Горбунок». Сумку пришлось оставить в гардеробе. Позже он будет вспоминать: «Мой первый театр прошел мимо меня. Я сидел в зале и не видел, что происходило на сцене. Я только думал об одном: упрут сумку с хлебом или нет?»

Память о голоде осталась на всю жизнь. В Сталинграде семья, как и многие горожане, обзавелась бахчой, выращивала тыквы, арбузы, дыни. Однажды прямо из-под лопаты вылетела «птица», взлетела метра на три, потом упала на камень с металлическим стуком… Элем подошел, уже нагнулся, чтобы поднять находку, но услышал крик соседа:«Не трогай, беги!» Это была затаившаяся смерть, немецкая мина. Видимо, она отсырела и потому не взорвалась.

Мне довелось просматривать книгу записи учащихся школы № 25 Сталинграда от 1943 года. Климов Элем числится в ней под номером 31. Как уже говорилось, учился он здесь до 1948 года, затем семья переехала из Кировского в Сталинский район, поселилась в красивом новом доме на углу улиц Ломоносовской (ныне начало улицы Мира) и Ленина. Учиться Элем и Герман стали в мужской средней школе № 8, располагавшейся тогда в восстановленном здании на улице Саратовской, где во время войны находился эвакогоспиталь. Саратовская — это участок примерно от нынешнего планетария до площади Павших Борцов. Седьмого ноября 1950 года Саратовская, часть главной площади города и Ломоносовская были объединены в одну улицу Мира.

 

В Москве Элем Климов окончил Московский авиационный институт, работал инженером-конструктором на одном из московских заводов, сотрудничал с молодежными редакциями Всесоюзного радио и Центрального телевидения. Важнейшей жизненной вехой стала для него учеба в знаменитом и мало кому доступном ВГИКе, завершившаяся сатирической комедией о пионере Косте Иночкине и директоре товарище Дынине. Так бывало не часто, чтобы дипломную работу на ура приняла вся страна. Но талант нашего земляка взял своё!

Пребывание в должности главного руководителя Союза кинематографистов страны было для Элема Германовича недолгим. Эти два года в канун слома СССР стали стартом преобразования государственного кинопроизводства, борьбы за самостоятельность режиссуры, отмены цензуры, возвращения с «полок» достойных кинолент, перестройки кинопроката, омоложения руководства Госкино. К сожалению, далеко не всё шло так, как этого хотел бы реформатор Климов. На экраны хлынули низкопробные фильмы, где главными героями представали бандиты, мошенники, проститутки, наркоманы, преступно обогатившиеся чинуши. Госкинопрокат стал если не разваливаться, то для начала коммерциализироваться любой ценой, в том числе за счет забугорного ширпотреба. В результате председатель Союза кинематографистов добровольно покинул свой пост. Впереди уже виделось чадящее зарево «проклятых девяностых». Образно говоря, это чем-то напоминало кадры фильма «Прощание» по повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой», который начинала снимать в конце семидесятых Лариса Шепитько, а после ее гибели в автокатастрофе продолжил муж — Элем Климов…

Герои многих фильмов Климова — дети. В его первой серьезной студенческой работе «Жиних» (1960) история Ромео и Джульетты перенесена в первый класс школы. Восторженно отзывался об этой короткометражке Отар Иоселиани: «Мальчик, влюбленный в одноклассницу, передает ей шпаргалку — вот вроде и всё. Но как это сделано!..»

Все мы родом из детства. Родом из детства и творческий взгляд на мир. Тем более, если это детство сталинградское — вспоенное Волгой, согретое близкой степью, обожженное огнем и горем войны…

 

…Верните детство, двор, ребят
И сталинградский зоосад.
Верните Волгу — ту, мою,
Где я на палубе стою.
Где рыба плещет на волне.
И старший брат идет ко мне…

 

Эти строки собственного стихотворения взволнованно читал в сентябре прошлого года Герман Германович Климов, приехав вместе с племянником Антоном Элемовичем в Волгоград на ретроспективу фильмов Элема Климова, посвященную 85-летию выдающегося режиссера. Тогда же прозвучало предложение о проведении в Волгограде и области кинофестиваля «Иди и смотри». И конечно, вспомнили о своем ученике в бекетовской школе, где состоялся показ фрагментов фильмов Элема Климова.

А нынешней зимой, в солдатском феврале фотографии из семейного архива семьи Климовых были широко представлены на выставке «Дети Сталинграда» в Волгоградском театре юного зрителя.

 

 

«Всё началось в Сталинграде...»

 

Сталинградской девочке, кировчанке Римме Карповой было суждено стать одним из самых первых дикторов нашего местного телевидения, а впоследствии, на долгие годы, режиссером-постановщиком детских и юношеских программ Центрального телевидения СССР, позже ОРТ. Лишь один факт: наша землячка — создатель и постоянный автор известного всей стране Международного телевизионного конкурса «Весёлые нотки». А сколько их было еще, подобных фактов замечательной биографии!

Родилась Римма в начале августа 1934 года в Сталинграде, в семье служащего строительной организации Александра Васильевича Карпова и его супруги, народного судьи (позже — экономиста-ревизора Приволжской железной дороги) Марии Ивановны. В семье очень любили музыку. Отец играл на нескольких инструментах, мама очень любила петь, знала сотни народных, казачьих, фронтовых, популярных советских песен.

Летом Карповы обычно гостили в Орловке, ныне Городищенского района, у бабушки с дедушкой. Когда собирались вместе, охотно пели. Любовь к народному творчеству, русским песням возникла и укреплялась в душе Риммы с самого детства, постепенно подвигая ее к развитию собственного певческого таланта, к театральному искусству. Что поначалу помогало ей как теледиктору, а затем на поприще музыкальной режиссуры.

 


Римма Карпова. Сталинград,
конец 1950-х гг.

 

В восемь лет Римму и всех сталинградцев опалила война… Очередной учебный год в 1942-м в разрушенном Сталинграде для Риммы и ее ровесников так и не начался. Семья с трудом эвакуировалась, а после окончания битвы возвращаться было некуда: дом в Сталинграде разрушила бомба, по Орловке тоже прошел огонь и каток военных действий.

Воспоминания детства и послевоенного девичества остались на всю жизнь. Как ни было трудно, но семья вернулась в родной город, обосновалась в Бекетовке. Год-другой, и в доме, кроме необходимых вещей и простецкой мебели, собралась небольшая библиотека. На форзаце одной из книг, «Петр Первый» Алексея Толстого, тринадцатилетняя Римма сделала карандашную запись: «Книга куплена на новогодней елке. Елка прошла плохо». Девочка уже стремилась смотреть на творческую сторону организации праздников своими глазами, давать собственные оценки происходящему. Хотя, конечно, в самые первые послевоенные годы любое праздничное мероприятие, концерт или кинофильм в возрождающемся Сталинграде ценились, что говорится, на вес золота, были вестью из будущей счастливой и созидательной жизни.

Училась Римма Карпова в семилетней школе № 25 Кировского района, была активной пионеркой, заместителем председателя совета дружины. В семейном архиве Мишиных бережно хранится фотография, на которой, вместе со старшей пионервожатой школы Верой Коротковой, впоследствии заслуженным учителем РСФСР, подростки послевоенной поры…

В 1949-м Римма и ее сверстники успешно окончили семилетку. В школьной книге выдачи свидетельств и ведомостей оценок можно увидеть личную подпись выпускницы Карповой. Почерк — как будто со страниц учебного пособия по чистописанию. Кстати, оценки соответствующие: отличные и хорошие. Продолжила обучение Римма уже в центре города, в средней школе № 9 имени В. И. Ленина на Пушкинской улице (с начала девяностых здесь «английская» гимназия № 3). А затем студенческие годы в Сталинградском педагогическом институте.

В начале 1958 года в жизни сталинградцев произошло важное событие: в город, а затем и в область пришло телевидение. С земляками с голубого экрана заговорили первые дикторы — Тамара Козлова, Борис Степанов, Ольга Кветко. И, представьте, Римма Карпова, тоже уверенно прошедшая творческий конкурс! Телеведущей и ассистентом режиссера Римма работала на студии, казалось бы, недолго, около двух лет. Но это было время становления в городе доселе небывалого дела, не виданного в прямом смысле! Одно слово — Телевидение.

Первые телевизоры тогда никто презрительно «ящиками» не называл. А названия какие были — «Рекорд», «Темп», «Авангард»! В общем — время, вперед!.. И первые дикторы буквально в течение месяца стали в сталинградских домах кем-то вроде родственников, добрых собеседников, интересных рассказчиков городских и мировых новостей.

Сталинград, Бекетовка… Эта та самая «станция детства», куда, увы, билета не купишь, как пела по тому же телевизору Эдита Пьеха. Особенно это почувствовала Римма Александровна, когда ей предложили работать в Москве, где более сорока лет она желанно трудилась в детско-юношеской редакции Центрального телевидения. Десятки проектов, сотни передач. Люди постарше помнят, например, долгосрочный цикл «Встреча юнкоров» телестудии «Орленок». Или первый советский детский мюзикл «Наш друг Буратино» на музыку Алексея Рыбникова. Эти и многие другие работы появились на телеэкране, а значит, и в домах многих миллионов людей благодаря замечательному режиссеру, настоящему профессионалу и тонкому знатоку музыкального мира, сталинградке Римме Карповой. Ставшей в замужестве Мишиной, получившей под этой фамилией признание коллег и уважение нескольких подраставших поколений телезрителей, для которых она трудилась каждый год и день.

…Осенью 2018 года Волгоград посетила дочь режиссера, президент Фонда имени Риммы Александровны Мишиной, журналист, член Российской гильдии киноведов и кинокритиков Екатерина Борисовна Кириллова. И конечно она побывала в телецентре, где в интересном интервью рассказала волгоградцам о своей маме, о ее жизни и работе в Сталинграде и Москве.

В декабре, на мероприятии, посвященном уже вековой истории учебного заведения, в муниципальной гимназии № 3 на Пушкинской вспомнили знаменитую ученицу, фотографии которой экспонируются в школьном музее. А в нынешнем августе нашей землячке исполнилось бы восемьдесят пять…

 

Елена ФИЛОНИЧ
Фото из архива автора

 

 

Категория: № 3_2019 | Добавил: otchiykray (06.09.2019) | Автор: Елена Филонич
Просмотров: 443 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar