Донская Мельпомена

 

 

Год театра вдохновенно шествует по волгоградским
сценам. Премьеры, полные залы, восторг зрителей —
не только новые, но и прежние спектакли словно
заиграли новыми красками, получили вторую жизнь.
 
Всероссийский фестиваль театров малых городов
России открылся в нашей области, в Камышине.
В реализации ещё одного крупного федерального
проекта, названного «Большие гастроли», примут
участие местные служители сцены. Например,
Волгоградский музыкально-драматический казачий
театр покажет свои работы в Ульяновске, Краснодаре,
Новороссийске, Симферополе, Севастополе, Тамбове.
Театру действительно есть что показать.

 

 

Донская Мельпомена

 

Известный в городе особняк типичной царицынской архитектуры, расположенный на улице Академической, невольно притягивает к себе внимание наших жителей и гостей. Это уникальное историческое здание сейчас родной дом для самобытного творческого коллектива — Волгоградского музыкально-драматического казачьего театра.

Он был создан как государственный Донской казачий театр в 1992 году. И стал практически первым профессиональным коллективом в России, воплотившим в своём творчестве тему и славные традиции донского казачества.

На протяжении восьми лет руководил театром заслуженный артист России Владимир Иванович Ляпичев. За эти годы бывало всякое: недоверие зрителей, репертуар всего из нескольких спектаклей… Но все сомнения удалось преодолеть, когда пришла новая творческая команда под руководством директора Андрея Зуева и главного режиссера Владимира Тихонравова. Работу пришлось начинать фактически с чистого листа. Уже в 2011 году по решению администрации Волгоградской области театр был переименован в Волгоградский музыкально-драматический казачий. Новый статус обязывал следовать определённой творческой концепции: прежде всего ориентироваться на исторические традиции донского казачества, исконную музыкальность и песенность казаков, художественное раскрытие самобытных традиций казачьей культуры и родного языка.

Существует ли в театральном искусстве такое понятие, как «казачья драматургия»? За ответом далеко ходить не надо, заглянем на сцену театра: конечно, такое направление в искусстве не просто существует, оно интересно, талантливо воплощается в спектаклях различных жанров для самой широкой зрительской аудитории. Ведь казачество — это свой, неповторимый взгляд на жизнь, это особый внутренний кодекс чести. А на сцене — своя Мельпомена. Донская!

Сейчас афиша казачьего театра представлена 38 спектаклями: драмы и комедии, сказки и мюзиклы. Это пьесы классиков и просто известных авторов: А. Пушкина, М. Шолохова, Ф. Крюкова, А. Островского, М. Булгакова, А. Чехова, М. Рощина, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, других писателей. Есть работы о советском и постсоветском времени. И конечно, произведения о казаках.

Уже в 2011 году обновленный казачий театр заявил о себе очень серьезной работой — постановкой «Эшелон» по произведению Михаила Рощина. Это истинно трагическая и до боли пронзительная повесть. В центре событий — простые русские женщины, которые в ужасных условиях едут в эшелоне через всю страну — подальше от войны, от бомб, от смерти и потерь. У каждой из них непростая судьба, своя жизненная история, надежды и мечты. Общим для этих женщин стал непроходящий страх за мужей, которые сражаются на передовой, за детей... «Эшелон» был тепло принят зрителями, став долгожителем в репертуаре, он и по сей день занимает особое место в афише театра.

Спектакль «Казачьи сказы» по мотивам произведений Федора Крюкова — премьера 2013 года. Повести этого писателя, уроженца станицы Глазуновской Усть-Медведицкого округа войска Донского, относятся к «золотому запасу» самобытной казачьей литературы. К сожалению, часто зрители, особенно молодые, не знают даже имён многих замечательных авторов, которые жили и творили в станицах, сёлах и городах нашей области. Театр выполняет благородную миссию — старается напоминать публике об этих авторах, их нетленных строках, обретших сценическую жизнь.


Сцена из спектакля «Тихий Дон»

В канве спектакля запечатлены театрализованные обряды больших православных праздников: Троицы, Преображения Господня и Успения Богородицы. В музыкальное оформление включены троицкие песни и ритуальные казачьи хороводы, привезенные из фольклорных экспедиций по районам Волгоградской области. В 2016 году спектакль «Казачьи сказы» был показан на Международном театральном фестивале «У Троицы» в Сергиевом Посаде, где получил специальный диплом «За возрождение казачьей темы на русской сцене».

Особое место в репертуаре занимает, конечно, «Тихий Дон». Несомненно, это великая ответственность — представить ещё одну сценическую версию великого романа Михаила Шолохова, тем более после многих кино и театральных постановок известных мастеров. Трагедия исконно казачьих семей разворачивается на фоне краха общественных устоев и всеобщего хаоса. На перекрестке больших исторических событий кипят страсти и ломаются человеческие судьбы… Образы Аксиньи, Григория, Степана и других хорошо знакомых публике персонажей интересны и самобытны. Сценография постановки, выполненная тщательно до мелочей, помогает ощутить достоверность эпохи. Недаром режиссер спектакля Владимир Тихонравов заметил, что для него лично «Тихий Дон» — это своеобразное «Евангелие казачества»… А возвращаясь к прозе дня, надо заметить, что поставить этот спектакль, требующий немалых затрат, помогли средства выигранного театром гранта губернатора Волгоградской области для поддержки творческих проектов в сфере театрального искусства.

Некоторые сцены из спектаклей на казачью тему традиционно используются в постановках и концертных программах, которых в творческом багаже коллектива более пятидесяти. По традиции казачий театр много гастролирует по нашей области. С собой артисты везут полный набор декораций и реквизита. Нередко это поездки одного дня, когда исполнители, отыграв спектакль, ночью возвращаются домой, а на следующий день выходят работать уже на свою сцену. Кстати, поход в театр, судя по стоимости билета, может себе позволить и школьник, и пенсионер, и многодетная семья.

Недавно директор казачьего театра Андрей Зуев, увлечённый и неравнодушный человек, принял участие в работе форума «Российский театр. Новый взгляд», проходившего в рамках Года театра. С форума он приехал с приглашением принять участие в престижном международном фестивале «Театральная гавань», который будет проходить в июне 2019 года в Новороссийске.

— Нашему театру доверена ответственная миссия — открыть фестиваль своим спектаклем «Украденное солнце» в постановке Алексея Серова. Это особенная работа, пронизанная сталинградской темой. В основе — детские письма-исповеди об ужасах войны, простые и искренние, письма о вере в победу и светлое будущее... В этом сезоне, в Год театра нашим актерам предстоят гастроли, подкрепленные выигранными грантами. Это две поездки — в Ульяновск и Тамбов, где на подмостках местных молодежных театров волгоградцы покажут свои лучшие репертуарные спектакли. Планируется поездка в Балашов на фестиваль «Театральное Прихоперье», уже знакомый актерам-казакам по прошлым гастролям.

Интересно, что за прошедшие годы творческий коллектив театра существенно вырос и насчитывает сорок человек. Андрей Зуев подчеркивает, что труппа в целом молода, и не только по возрасту. Ведущие актёры — Николай Чапайкин, Валерий Тюрин, Ирина Тихонравова, Ольга Халисова, Сергей Чвокин, Юрий Морозов, Юлия Добронравова — люди неординарные, преданные сцене и зрителю. Среди них — выпускники театральных вузов из разных городов. Есть супружеские пары. И неудивительно, что отношения в коллективе складываются как в большой дружной семье. Причём это не расхожая фраза и не мнение одного директора, а совершенно искренний общий настрой.

Рядом с молодыми актерами трудятся ветераны сцены с большим жизненным и творческим опытом и, что очень важно, неиссякаемым потенциалом. Они приходят в театр отнюдь не пару раз в месяц, а участвуют в творческом процессе наравне с молодежью. Без актеров-ветеранов сейчас невозможно представить себе жизнь казачьего театра. Яркий тому пример — Сергей Чвокин, разменявший седьмой десяток. Он не только сам представил публике уже десятки разнообразных образов, но и успешно ставит спектакли. Недавно выступил режиссером-постановщиком премьеры «Невеста из Имеретии», в нем же блестяще сыграв роль бравого аксакала-горца Бекина.

Об этой постановке хочется рассказать отдельно. Известно, что Волгоградскую область населяют люди более ста тридцати национальностей. Стремясь к сценической достоверности, авторы постановки заручились поддержкой главы грузинской диаспоры Сосо Гогсадзе, который лично консультировал актеров по разным вопросам и присутствовал на премьере, волнуясь ничуть не меньше, чем сами исполнители. «Невеста из Имеретии» открыла новую интересную страницу в жизни творческого коллектива. Впереди, будем надеяться, другие спектакли — возможно, о жизни украинцев, казахов, татар…


Сцена из спектакля «Тихий Дон»

Упомянутое историческое здание, бывший кинотеатр, переданный казачьему театру, не претерпело существенной реконструкции — она возможна, но только в отдалённом будущем. Пока же зрительный зал рассчитан всего лишь на 170 мест. Небольшая сцена находится фактически в двух метрах от первого ряда. То есть актеры работают один на один, почти глаза в глаза не только со своими партнерами, но и со зрителями — и в этом случае уже нет права на ошибку и подсказки. Но именно зрители как раз очень рады такому обстоятельству — они оказываются почти участниками театрального действа, на какое-то время вовлекаются в жизнь на сцене.

Андрей Зуев рассказывает:

— Публика, приходящая сегодня в театр, очень изменилась. В большинстве это образованные, читающие люди, среди которых много молодых. Они живо, эмоционально реагируют на происходящее на сцене, активно обсуждают игру актёров, оценивают сценографию и режиссёрскую работу. И это здорово стимулирует труппу, не даёт расслабляться.

Новые работы в любом театре — залог интереса к нему. Сейчас в театре идут репетиции очередной премьеры по известной повести Михаила Булгакова «Собачье сердце». Надеемся, эта постановка будет интересна публике, о ней будут говорить и спорить...

В этом году казачий театр стал почетным обладателем гранта губернатора Волгоградской области в номинации «Патриотический историкоэтно-графический проект» на постановку «Парень из нашего города» по мотивам поэтического произведения Константина Симонова. Конечно же, героем станет парень из Сталинграда. Репетиции новой постановки уже идут, премьера же намечена на осень этого года.

Кроме того, планируется сделать спектакль выездным. Его смогут увидеть не только волгоградцы, но и жители других городов. Такой опыт у театра есть: в разные годы со своими лучшими спектаклями и концертными программами коллектив объехал более пятнадцати городов России. Выступления проходили на различных площадках — сценах местных домов культуры и даже открытых помостах на площадях небольших городков. Так, в прошлом году наши артисты-казаки накануне Дня Победы выступали в Калаче-на-Дону, а уже на следующий день, 9 мая — в Серафимовиче. Это было незабываемо. На площадь в центр города входила колонна Бессмертного полка из трёх тысяч человек. Актерам казачьего театра было очень волнительно и ответственно впервые в жизни играть перед такой необычной аудиторией: ведь на них смотрели не только живые зрители, но и люди со старых военных фотографий — те самые бойцы-победители.

Хочется сказать еще об одном необычном мероприятии — это «Ночь в казачьем театре», что проходит в конце мая уже в четвертый раз. Чем же эта «Ночь» отличается от подобных, проводимых в других городах? В казачьем театре она открывается спектаклем для людей с ограниченными возможностями и особенных детей. Тесное сотрудничество театра с местным отделением Общества слепых, различными социальными и общественными организациями дало возможность собрать у себя очень непростую и вместе с тем отзывчивую и благодарную зрительскую аудиторию. Мюзикл «В пылающей тьме» касается судеб молодых людей, лишённых способности видеть. В этом знаковом спектакле, помимо артистов, играют и незрячие исполнители, своим примером показывая, что им доступно очень многое, даже сценическое пространство.

В этом году организаторы казачьей «Ночи» пригласили своих зрителей посетить двенадцать творческих площадок. Гости увидели не только яркие концертные номера казаков, но и присоединялись к выступающим — могли петь, танцевать, совершить экскурс в историю, увидеть старинные предметы быта казаков, пообщаться с артистами и друг с другом.

Так живет и творит Волгоградский музыкально-драматический казачий театр. Развиваясь, пробуя новые пути и формы. Театр, не признающий стереотипов и служащий своей, донской Мельпомене.

 

Нина БЕЛЯКОВА
Фото из архива театра

 

 

Категория: № 2_2019 | Добавил: otchiykray (29.06.2019) | Автор: Нина Белякова
Просмотров: 260 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar