Яркое событие прошлого сезона на сцене Режиссёр-постановщик спектакля — заслуженный
«Мир не прожил бы и дня
...Он живёт в сказках, рождённых собственной фантазией. Его лучшие друзья — куклы и гномы. И ещё дети, для которых его игрушки — радость. Нет-нет, он обычный человек: молод, хорошо образован, его ждут прекрасная карьера и невеста — одна из самых богатых невест Парижа. А он просто продаёт игрушки и в том находит счастье. Он — Николя Берсен, точнее, Николай Берский — потомок русских эмигрантов, в незапамятные времена оказавшихся здесь, на берегах Сены. Когда-то его дед рассказывал Николя о знаменитом семействе князей Берских, богатой усадьбе, оставленной в России, и главной тайне рода — спрятанном кладе. Но внук не воспринимал эти рассказы всерьёз и не задумывался о своём княжеском происхождении. Другое дело — созданный дедом самый большой в мире Музей игрушек. Один случай изменил всё в жизни Николя... Ну чем не сюжет для мюзикла? Иностранец отправляется в Россию, чтобы своими глазами увидеть то, что принадлежало его предкам, узнать больше о своей родословной и, может быть, отыскать клад. Его ждут небывалые приключения, открытия. И конечно — настоящая любовь! Автор сценария Виктор Добросоцкий приезжал на премьеру. И это не случайно. Волгоградский театр ему особенно дорог, как и вся местная культура: долгое время он жил в Волжском, работал на предприятиях города, в общественных организациях. Сюжет его произведения — конечно, сказка, этакая сказка для взрослых. Но, как выяснилось, основа его вполне реалистична. Вот что рассказал писатель: «Некоторое время назад в санатории «Марьино» Курской области, расположенном в старинном дворянском имении, мне довелось познакомиться с потомком князя Барятинского, чьему роду и принадлежала эта усадьба. Поначалу тот выглядел важным, даже напыщенным, но потом оказалось, что князь давно превратился в маленького человека, живёт в Страсбурге и работает продавцом в магазине игрушек. Он рассказал о своём возвращении на родину через многие годы и о том, что с ним здесь приключилось. Выяснилось, что в истории княжеского рода был такой факт: далёким предкам Барятинских была известна тайна создания некоего волшебного стекла, которое при попадании на него солнечного блика излучало ангельский свет необыкновенной красоты. Надо сказать, история понравилась не только мне. Режиссёр Юрий Васильев поставил художественный фильм «Продавец игрушек» с участием известных российских артистов и французского актёра Пьера Ришара. Но и на этом жизнь литературного произведения не закончилась. В один прекрасный момент пьесу заметил композитор Журбин, которого, конечно, все хорошо знают по его музыкальным произведениям — от классики до песен и музыки к кинофильмам, театральным постановкам. Причём музыка к сказкам ему особенно удаётся — может быть, потому, что он всегда молод душой, сохраняет искренность и юношеское восприятие действительности. Наш творческий союз с Александром Журбиным сложился давно, когда ему впервые попался на глаза мой белый стих, и он почему-то услышал в нём музыку. Так появилась его кантата «Небеса». Вообще, замечу, это очень сложный процесс — увидеть в том или ином сюжете основу для музыкального произведения или, к примеру, балета... Не многим это дано, но так бывает. Инициатива написать мюзикл по пьесе «Продавец игрушек» также принадлежала Александру Журбину. Что получилось — судить зрителю».
...Зал замер в ожидании. Это ни с чем не сравнимое, трепетное предвкушение начала действа не смогли омрачить даже назойливые рекламные притязания новоявленных меценатов. Наконец, взмах дирижёрской палочки — и вот они, первые лёгкие звуки увертюры, уносящие зрителя... в Париж. Здесь живёт большой романтик и счастливый человек, продавец игрушек Николя Берсен. Здесь живут его куклы и гномы, они танцуют и поют, они способны любить.
Первая картина открывается танцем Кукол. И не случайно — балетная труппа театра, давно заявившая о своём высоком профессионализме, как полноценный персонаж участвует в развитии сюжета. Главный герой делится со зрителем своим жизненным кредо:
Живётся нам в сказочном мире игрушек
Настроением Парижа, символа любви, словно пропитано всё повествование. Одна из запоминающихся музыкальных тем мюзикла — вальс «Мой прекрасный Париж». Поёт Мари, невеста Берсена, она признаётся в любви этому необыкновенному городу, ставшему для неё родиной. Герои танцуют вальс — кажется, они влюблены. И у зрителя, даже никогда не видевшего воочию Париж, мелодия вызывает самые сокровенные душевные порывы:
Я люблю тебя, город,
Кстати, ярких музыкальных сцен в мюзикле немало. «Музыка Журбина очень интересна и разнообразна по жанрам, — говорит дирижёр-постановщик Денис Шитов, — есть вальсы, танго и даже элементы рока, что соответствует происходящим на сцене событиям. Насколько хороша музыка, зритель оценит по окончании спектакля, когда выйдет из зала, а мелодии по-прежнему будут звучать в его сердце». Действие переносится в Россию, и в этом невозможно усомниться: на сцене весьма характерная группа — туристы с гаджетами, с любопытством глазеющие по сторонам, в одинаковых футболках, непременно красных, с красноречивой надписью «Russia», и в стилизованных ушанках. Это остроумная находка постановщиков — действительно, как же ещё подчеркнуть, что события происходят именно в неведомой для кого-то России? Но Николя Берсен, разумеется, не турист — он приехал домой. Исполнителю главной партии Александру Куприну удаётся показать, что его герой, никогда прежде не бывавший в России, ощущает себя на родине:
Я в России!
Арию сопровождает зажигательная русская плясовая: танцуют все — сами герои, новоявленные туристы, второстепенные персонажи в исполнении артистов балета. И конечно, главный герой как истинно русский пляшет энергично, весело, радостно! Александр Куприн, один из ведущих солистов театра, каждой сценой, каждой репликой убедительно подтверждает своё амплуа. Дальнейшие события разворачиваются в основном в усадьбе Берских. Былое великолепие княжеского дома, конечно, не сохранилось. На сцене его подчёркивает лишь «невразумительный» шкафчик явно советских времён, напольные часы да камин — вещи, к которым, видимо, надо относиться как к символам далёких прежних лет. Другое дело — костюмы. Они сшиты специально для спектакля, разнообразны и современны, подчёркивают характеры и другие особые черты персонажей. «Мы предлагаем зрителю, — говорит художник по костюмам Ирина Елистратова, — посмотреть на происходящее глазами главного героя — человека образованного, умного, но при этом сохранившего детскую наивность, чистоту, даже веру в чудо. Поэтому во всём прослеживается этакая «кукольность» — и в костюмах, и в декорациях». Конечно, именно в России, на исторической родине, потомок эмигрантов находит свою настоящую любовь. Чувство возникает внезапно и не оставляет сомнения в своей истинности. Оно во всём — в нежных взглядах, репликах, наконец, признаниях героев. Характер Натали, служительницы музеяусадьбы, в исполнении Валерии Головкиной весьма созвучен настроению Николя. Она тоже из тех людей, которые «способны оставаться самими собой, не предавая мира детства»: её приводит в восторг игрушечный гномик, её мало интересует княжеское происхождение любимого и возможность найти фамильный клад. Другое дело — секрет волшебного стекла! Она счастлива оттого, что находит этот секрет, и в завершающей сцене показывает всем чудесный кристалл, способный излучать ангельский свет! Нежное чувство вспыхивает и между героями старшего поколения — Мадам и Профессором, директором музея-усадьбы князей Берских. Язык танца и музыки, а точнее, язык любви, понятный всем, сближает француженку и русского. И зритель верит в искренность исполнителей — такова сила искусства, способная сделать человека счастливым. «Танго из юности» — своеобразная кульминация любовной линии:
Это из юности танго,
Дуэт Светланы Османовой и Леонида Маркина из второго акта — пожалуй, лучшая музыкальная тема мюзикла:
Не исчезай!
Во взаимоотношениях героев — Натали и Николя, Мадам и Профессора — возникают некие волнующие всех вопросы. Да-да, в музыкальных спектаклях, даже мюзиклах, особенно российских авторов, неизбежно появляются мотивы моральнонравственного, социального, философского звучания. Новоявленный россиянин Николя и устремивший взор к большим деньгам парижской невесты Валерка совершенно серьёзно спорят о том, что же является действительно непреходящей ценностью: национальные духовные богатства, признанные во всём мире, или банальные деньги, деньги, деньги... Николя упрекает:
Чайковский, Репин, Пушкин и Толстой
Но Валерка парирует, обращаясь к русскому фольклору: а как же русские сказки, в которых «дуракам всегда везёт»? Переубедить его не удаётся. В «Продавце игрушек» неразрешимые, но волнующие всех вопросы в основном вложены в уста главного «носителя мудрости» — Профессора. Он рассуждает об истинных ценностях жизни, о роде князей Берских, к которому, как выясняется, принадлежит и сам. Его ария словно уносит зрителя из мюзикла в оперу. Философский монолог героя, пожалуй, несколько нетипичен для жанра мюзикла. Но именно в сюжете «Продавца игрушек» он естественен и даже ожидаем. Герой не может скрыть возмущение, упрекает молодых в потере искренности, в утрате настоящей любви и исторической памяти: «Вы влюбляетесь по sms-кам! Вы ничтожные люди, сбросившие женщин с пьедестала. Вы не любите женщин, вы их покупаете! Вы превратили весь мир в публичный дом!» Так в чём же настоящее богатство, по мнению мудреца?
Настоящее богатство — не монетки, Герои соглашаются с ним: В этой жизни всё довольно относительно,
Кстати, не эту ли сцену имел в виду автор пьесы, когда рассказывал: ...Бывают постановки, которых, кажется, просто не могло не быть. В этом театре, на этой сцене. Зрители оценили премьеру по достоинству: полные залы, приставные стулья, крики «браво», цветы! Причём, что интересно, рукоплескали не только корифеям музыкальной комедии — Ладе Семёновой, Михаилу Королёву, Эльдару Маградзе, Леониду Маркину, Андрею Жданову, но и молодым актёрам. Покорила зрителей работа исполнительниц партии Мари Дюпен — Виктории Миллер и Александры Деевой. Открытием стал Алексей Лавлинсков — Валерка. В интонациях актёров, репликах, случайных замечаниях чувствуется тонкая ирония постановщика, замечательного артиста Владимира Колявкина. Так почему «Продавец игрушек»? Режиссёр отвечает просто: «Меня увлёк этот квест с остроумными намёками и подсказками. Признаюсь, я работал со вкусом и увлечением». Вот и зритель смотрел с увлечением, восторгаясь игрой актёров, настоящей музыкой, ощущением любви. Любви, без которой «мир не прожил бы и дня».
Любовь ЧЕРНЯВСКАЯ
| |
Просмотров: 248 | |
Всего комментариев: 0 | |